Проблемы дополнительного профессионального образования

На данный момент законодательная база о дополнительном образовании Российской Федерации основывается на ряде важнейших документов, включающих в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, иные федеральные законы, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования.

Согласно статье 26 федерального закона «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 г. дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В границах уровня профессионального образования главной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных и международных образовательных стандартов.

Дополнительное профессиональное образование - это программы краткосрочной, средней и длительной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности, и дающие возможность смены сферы деятельности.

Дополнительное профессиональное образование имеет ряд преимуществ по сравнению с вторым высшим очным или заочным образованием:

  • содержательность;
  • экономия временного ресурса;
  • доступность;
  • возможность ведения профессиональной деятельности в новой сфере;
  • максимальная приспособленность к потребностям обучающихся.

Уникальной особенностью дополнительного профессионального высшего образования является способность моделировать и конструировать обучающие курсы из программ профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, краткосрочных семинаров, тренингов, мастер-классов, достигая таким образом максимальной специализации и наиболее полного соответствия желаниям потребителя.

Несмотря на многочисленные плюсы дополнительного образования, его престижность уступает высшему, в том числе второму высшему. Одна из причин – это плохая информированность общества, отсутствие фокуса на преимуществах дополнительного образования, получаемых привилегиях и возможностях. В том числе недостаточно информации об учреждениях, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования, в том числе спектра образовательных возможностей.

Высшее образование самостоятельно не способно обеспечить полноценную современную подготовку специалистов, желаемого эффекта возможно достичь только вместе с системой ДПО. Приоритетность системы ДПО в кадровом обеспечении хозяйства страны признана во всем мире. Рассматривая опыт США, следует отметить, что системой дополнительного профессионального образования охвачено около 20 миллионов человек, каждый из которых проходит повышение квалификации в течение 500 дней за 10 лет работы (около 10-15% рабочего времени). Для сравнения стоит привести пример, что в Российской Федерации этот показатель составляет примерно 30 дней в течение 10 лет работы. Данный результат сопоставим с ситуацией в стране в целом.

Сегодня по всей территории Российской Федерации действует более 1000 подразделений дополнительного профессионального образования, которые каждый год обучают (по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации) свыше 400 000 специалистов. Ключевая роль в развитии дополнительного профессионального образования (ДПО) на сегодняшний день принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО. По состоянию на ноябрь 2009 года российскими лидерами в ДПО являются РУДН (700 программ, свыше 25 000 слушателей, МГУ им.М.В. Ломоносова (450 программ, около 18 000 слушателей, МГТУ им. Н.Э.Баумана (300 программ ДПО, 15 000 слушателей.

На региональном уровне на данный момент нет такого разнообразия программ дополнительного профессионального образования, соответственно и количество обучающихся на порядок меньше. Причинами данных показателей является особенности развития инфраструктуры, несформированные потребности населения в сфере образования, недостаточность финансирования и поддержки на государственном уровне, региональная кадровая политика в частности, политика в сфере занятости населения, отсутствие заинтересованности работодателей в квалифицированном обучении и переобучении сотрудников и потенциальных работников.

Формирование наиболее благоприятных условий для развития сферы дополнительного профессионального образования зависит от участия государства в данном процессе и построения оптимальной информационной среды. Со стороны образовательных учреждений (в основном учреждений высшего профессионального образования) способствовать развитию ДПО будет узкая специализация образовательных программ, широкий спектр образовательных направлений и квалифицированный преподавательский состав (предпочтение преподавателям-практикам).

Для развития образовательной среды современного российского общества необходима модернизация относительно понимания роли дополнительного профессионального образования не только как узко специализированного образования после базового высшего, но и как доводящего до целостности профессиональных знаний, умений и навыков на любом этапе получения образования.

Одна из центральных проблем – это отсутствие опредмеченной потребности у целевой аудитории, то есть отсутствие мотивации к обучению, к совершенствованию профессиональных знаний. Например, по результатам исследований мотивации к повышению квалификации государственных гражданских служащих, выявлено, что почти в 50% случаев обучение – это не осознанная необходимость получения и обновления знаний, а исполнение распоряжения высшего руководства.

В большинстве случаев значимым мотивом к обучению является получение документа, как материального подтверждения образовательного уровня. Но в данном случае мы не можем говорить об отрицательном влиянии данного мотива на развитие сферы дополнительного профессионального образования. Главное отрицательное проявление заключено в неполноте осознания мотива получения образования. Причины заложены в том числе в результате неконструктивных действиях работодателей при приеме на должность, в отсутствии формулирования миссии и целей обучения, а также озвучивания предполагаемых результатов (в данном случае приобретенных знаний, необходимых при осуществлении профессиональной деятельности).

Подводя итог, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что в дальнейшем развитие системы дополнительного профессионального образования направлено на решение следующих приоритетных задач: организация формирования реального спроса на образовательные услуги системы дополнительного профессионального образования; реализация целенаправленных мер по увеличению мотивации в профессиональном развитии и совершенствовании (повышении квалификации и профессиональной переподготовке) специалистов; уровень системы ДПО должен совершенствоваться адекватно спросу на образовательные услуги; создание профориентационных центров для населения; подготовка высококвалифицированных преподавательских кадров дополнительного профессионального образования и их регулярное обучение; создание и адаптации информационной, технической и учебно-методической базы для системы ДПО, позволяющей оперативно конструировать образовательные программы, обеспечивать качество обучения, соответствующее ожиданиям заказчиков и требованиям государственных образовательных стандартов.

Что касается решения проблемы ДПО на государственном уровне, то следует отметить, что приоритетные направления деятельности заключаются во взаимодействии структурных подразделений администраций с образовательными учреждениями, а также создании и совершенствовании нормативно-правовой базы, гарантирующей получение образовательных услуг высокого качества. Необходимы меры по разработке и внедрению механизма государственного влияния на рынок образовательных услуг. Поддержка государства играет важнейшую роль в формировании образовательных стандартов в сфере ДПО и регулировании деятельности по повышению образовательного уровня граждан.

Будникова Екатерина Александровна,
менеджер отдела программ профессиональной переподготовки ВШУ,
аспирант кафедры социальных технологий

 Будникова Екатерина Александровна

25.04.2011


<< Назад к списку  | Просмотров: 7999


<< Назад 25.04.2011


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.