Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Формирование предложения высококвалифицированных управленческих кадров на рынке труда

Мировой финансовый кризис 2008 года, несмотря на глобальный характер, спустился до организационного уровня, вызвав многочисленные банкротства, снижение интенсивности инвестиционных процессов, объемов производства и волну безработицы. Руководители организаций оказались в ситуации, в которой при условиях сокращения штата сотрудников необходимо было поддерживать производственные процессы как минимум в прежнем темпе. Мобилизация кадровых ресурсов потребовала новых «рычагов управления». Основная проблема стала звучать следующим образом: «Как добиться стабильности функционирования организации, роста эффективности и увеличения объемов производства в условиях сокращения штата сотрудников». Структурные изменения, смена руководства, новая политика в кадровой сфере, ротация, обучение персонала – все это элементы, характеризующие посткризисную стабилизирующуюся ситуацию на рынке человеческих ресурсов.

Одним из самых эффективных и востребованных методов повышения эффективности функционирования предприятия становится обучение и развитие персонала: повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов. Особенно актуальным становятся программы подготовки руководителей: МВА, МРА, различные направления Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и т.д.

В основе обучения помимо государственных образовательных стандартов лежит также максимальная адаптация программ потребностям особой категории слушателей. Уникальной особенностью дополнительного профессионального образования (ДПО) является способность моделировать и конструировать обучающие курсы из программ профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, краткосрочных семинаров, тренингов, мастер-классов, достигая таким образом максимальной специализации и наиболее полного соответствия желаниям потребителя.

Высшее образование самостоятельно не способно обеспечить полноценную современную подготовку специалистов, желаемого эффекта возможно достичь только вместе с системой ДПО. Приоритетность системы ДПО в кадровом обеспечении хозяйства страны признана во всем мире. Рассматривая опыт США, следует отметить, что системой дополнительного профессионального образования охвачено около 20 миллионов человек, каждый из которых проходит повышение квалификации в течение 500 дней за 10 лет работы (около 10-15% рабочего времени). Для сравнения стоит привести пример, что в Российской Федерации этот показатель составляет примерно 30 дней в течение 10 лет работы.

Формирование предложения высококвалифицированных управленческих кадров на рынке труда главным образом образуется за счет создания уникальных специалистов с определенным набором компетенций, что реализуется приоритетно через обучение.

Важным моментом становится не только объективная оценка уровня знаний, умений и навыков в настоящее время, но и субъективная оценка и ожидаемый результат, своего рода цель, которую видит руководитель и в том числе осознает дефицит конкретных компетенций.

Одним из методов анализа образовательного уровня, образовательных потребностей и пожеланий слушателей является анкетирование.

Нами было проведено исследование аудитории слушателей по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства в 2010-2011 годах. Анкета представляет собой документ, состоящий из нескольких блоков вопросов, разделенных в соответствии со смысловой нагрузкой:

  1. Данные о слушателе;
  2. Характеристика направляющего предприятия;
  3. Руководитель в рыночной среде;
  4. Образовательные потребности слушателя программы;
  5. Цели и задачи участия в программе.

По половозрастным характеристикам аудитория опрашиваемых слушателей от 26 до 46 лет, из них 54% представители мужского пола, 64% - женского пола.

При подробном изучении образовательных потребностей нами были получены следующие результаты. 100% опрошенных владеют базовым уровнем работы с информационными технологиями, из них 40% владеют компетенциями работы со специальным профессиональными пакетами программного обеспечения. По сферам деятельности предприятия распределились на: 10% - энергетика; 20% - розничная торговля и общественное питание, оптовая торговля; 10% - здравоохранение; 10% - фармацевтика; 16% - образование, наука, культура; 10% - машиностроение и металлообработка; 8% - информационные технологии; 8% - финансы и страхование; 2% - добывающая промышленность; 2% - средства массовой информации; 2% - легкая промышленность; 2% - инновационная деятельность.

По форме собственности 44,8% предприятий являются приватизированными или акционерными; 27,6% - государственными; 27,6% - негосударственными.

По численности персонала: 16,1% - менее 20 человек; 12,7% - от 20 до 50 человек; 20,7% - от 50 до 100 человек; 17,2% - от 100 до 500 человек 12,7% - от 500 до 1000 человек; 17,2% - от 1000 до 3000 человек; 3,4% - более 3000 человек.

Более половины опрошенных характеризуют состояние предприятия как стабильное хорошее, при этом отмечая наиболее слабы стороны в сфере: структуры управления, кадров, маркетинга и внешних взаимоотношений с партнерами. При наличии перечисленных проблем предприятия ставят цели повышения качества продукции (услуг), снижение издержек, рост объемов продаж и производства, сохранение трудовых ресурсов, освоение новых технологий производства. Возникающий диссонанс между ожиданиями руководства организации и видения ситуации работниками, создает необходимость обучения персонала с целью сокращения расхождения между реальным состоянием организации и желаемым. Опрос слушателей показывает, что реализации стратегического плана развития предприятия в наибольшей степени будут способствовать техническое переоснащение производства, переподготовка персонала.

Согласно обобщенным данным, по мнению опрошенной аудитории важнейшими качествами менеджера являются: умение ставить цели и добиваться их достижения, способность быстро осваивать новые знания и умения, умение быстро оценивать ситуацию и принимать решение, готовность брать на себя ответственность, готовность передавать опыт коллегам, способность разрешать конфликты. Управленцы отмечают необходимость совершенствования знаний и навыков в сфере управления человеческими ресурсами, организации рабочего времени, финансов, управления проектами, эффективных коммуникаций, владения иностранными языками, определения целей и принятия решений. Немаловажно отметить тенденцию при оценке и привлечении рабочей силы такое свойство как легкообучаемость и желание учиться и расти профессионально.

Таким образом, выявив потребности управленцев в конкретных областях знаний, возможно скорректировать программу обучения, адаптировать ее под конкретную публику, в том числе мини группы. Акцентирование внимания на «выпадающих» компетенциях позволяет организовать целевые тренинги и мастер-классы по актуальной тематике.

В последнее время на отечественном рынке образовательных услуг вырос спрос не только на формирование новых компетентностей, но и систематизация уже имеющихся разрозненных знаний в различных областях (zip-тренинг).

Исходя из рассмотренных материалов, следует сделать вывод о том, что осознаваемая потребность в освоении новых областей знаний является предпосылкой формирования предложения высококвалифицированных кадров без дополнительных усилий. Управленец, активно развивающийся в соответствии с последними изменениями в бизнесе, становится перспективным объектом, не требующем дополнительной рекламы и продвижения, объектом внимания потенциальных партнеров и рекрутеров.


Будникова Екатерина Александровна, аспирант кафедры социальных технологий Института государственного и муниципального управления НИУ «БелГУ», менеджер отдела программ профессиональной переподготовки Высшей школы управления.

 Будникова Екатерина Александровна

13.10.2011


<< Назад к списку  | Просмотров: 2416


<<Назад 13.10.2011