Выберите шрифт Arial Times New Roman
Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой
Последние несколько лет общество сживалось со словом «модернизация», как в недалеком прошлом с «перестройкой». Поначалу с трудом: признание, что страна отстала и нуждается в переменах, шло в разрез с убаюкивающей идеологией «стабилизации на грани процветания», с укоренившейся инерционностью. И все же смена тональности в оценках ситуации вызрела.
Модернизация государства базируется на упрочении институтов гражданского общества, росте устойчивости бизнес-структур, достижении зрелости правовой системы, включая законодательство, суды и адвокатуру; формировании располагающей собственными ресурсами муниципальной власти и вытекающее из этого переустройство политической системы. Ведь «современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянное эволюционное преобразование социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурных областях, на неуклонное повышение качества жизни».
Стратегической целью развития региона в контексте национальной модернизации является достижение для населения достойного человека уровня жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики. Формирование инновационной экономики, в свою очередь, предусматривает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста [3, C. 13-14].
В этой связи существенно меняются задачи органов государственной власти и местного самоуправления, усложняется процесс управленческой деятельности, возрастает персональная ответственность должностных лиц государственной и муниципальной службы за принимаемые решения, возникает необходимость упорядочения и планирования процесса воспроизводства и развития кадрового потенциала региона. Структурная перестройка экономики региона невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения территориальных структур. В субъектах Российской Федерации формируются новые системы территориального управления и местного самоуправления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на повышение качества жизни населения.
Процесс воспроизводства кадрового потенциала управления – это деятельность субъекта власти по созданию условий формирования и развития кадров государственного и муниципального управления с целью оптимизации их функционирования в органах власти в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития [8, C. 34].
Проблема воспроизводства кадрового потенциала региона носит междисциплинарный характер, что обуславливает необходимость применения в ее разрешении комплексных подходов, новейших методов и технологий с учетом экономических, юридических, социологических, психологических и других факторов. Однако проблемам управления кадровым потенциалом региона, практике и перспективам его развития, создания устойчивых механизмов финансирования кадрового обеспечения регионов, особенно на уровне местного самоуправления, системе поиска и отбора руководящих кадров уделяется недостаточное внимание. Практически отсутствует методология разработки и создания эффективной системы воспроизводства кадрового потенциала региона.
Процесс воспроизводства кадрового потенциала государственного и муниципального управления региона представляет собой обоснованную совокупность социально-экономических и организационных мероприятий по:
Методологией и инструментами построения эффективной системы воспроизводства кадрового потенциала региона, ориентированной на инновационное развитие, являются программно-целевое и проектное управление, направленное на эффективное достижение целей и задач социально-экономического развития региона, обеспечение инновационной активности и привлечение интеллектуального человеческого капитала на гражданскую и муниципальную службу, в экономику и социальную сферу [3, C. 16].
Одна из главных особенностей использования программно-целевого управления процессом воспроизводства кадрового потенциала государственного и муниципального управления состоит в том, что оно позволяет усилить роль целевой стадии управления, сориентировать его на достижение ожидаемых результатов. Реализация программно-целевого управления создает благоприятные условия для согласования целей и интересов различных субъектов кадровой работы, осуществления взаимосвязей между ними. Можно выделить и другие особенности программно-целевого управления, а именно сквозной характер планирования, широкое использование методов системного анализа, расширенное использование методов управления, приоритетное обеспечение ресурсами и др [6].
Программно-целевое управление, как правило, находит применение в процессе разработки и реализации региональных и муниципальных целевых комплексных программ, в которых каждая стадия процесса воспроизводства кадрового потенциала (формирование, распределение, использование) представлена соответствующей подпрограммой. Под целевой кадровой программой следует понимать комплекс мероприятий по управлению формированием и распределением кадров, совершенствованием системы подготовки и переподготовки управленческого персонала, эффективным управлением кадровым резервом. Программные цели представляют собой первоочередную составляющую формируемого в дальнейшем комплекса действий [5, C. 87].
Применение программно-целевого управления в процессе воспроизводства кадрового потенциала государственного и муниципального управления в регионе позволяет решать следующие приоритетные задачи:
Важнейшим элементом процесса воспроизводства кадрового потенциала региона является система профессионального обучения. В этом аспекте наиболее значимым является создание условий профессиональной подготовки граждан, отвечающим текущим и перспективным социально-экономическим потребностям развития региона. Крайне важным при формировании системы профессионального развития является принцип практической ориентированности учебных планов и программ обучения специалистов органов государственного и муниципального управления [4, C. 420]. Вторым необходимым принципом организации системы профессионального развития является постоянное научно-аналитическое обеспечение данного процесса. Реализация данного принципа требует, прежде всего, систематической диагностики уровня профессионального развития кадров, выявления возникающих проблем и оценки эффективности образовательного процесса [4, C. 421].
Вопрос профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих также является одним из ключевых в процессе воспроизводства кадрового потенциала региона. Профессиональное развитие служащих - сложный социальный процесс, который включает в себя:
Профессиональное развитие можно охарактеризовать как двойственный социальный процесс: с одной стороны это развитие личности госслужащего, накопление и использование профессиональных знаний, умений, навыков; с другой стороны - это такое совершенствование социально-профессиональной структуры в рамках института государственной и муниципальной службы, которое позволяет реагировать на происходящие социально-экономические изменения в обществе. Профессиональное развитие осуществляется на основе программ органов власти и управления по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития государственных служащих. Индивидуальный план развития - это программа повышения личной эффективности государственного гражданского и муниципального служащего, суть которой заключается в целенаправленном и комплексном развитии его профессиональных качеств. В индивидуальном плане развития указывается:
Применение программно-целевого управления в процессе профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих позволяет:
Не менее важным звеном в процессе воспроизводства кадрового потенциала региона является формирование кадрового резерва государственной и муниципальной службы. Формирование кадрового резерва – способ оперативного реагирования аппарата управления на потребности в формировании и функционировании органов государственной власти и местного самоуправления. Эффективное использование кадрового резерва является неотъемлемым элементом кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления, имеющим законодательное закрепление. Кадровый резерв - это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных служащих, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми и морально-психологическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения очередных должностей [8, C.10].
Однако, несмотря на все достоинства данной технологии воспроизводства кадрового потенциала, одной из значимых проблем функционирования кадрового резерва является непрозрачность процесса его администрирования и недостаток информированности лиц, состоящих в резерве, о своих перспективах. Кроме этого, нормативно не закреплены положения о назначении на вакантные должности из резерва.Очевидно, что сохраняющаяся ситуация не позволяет использовать в полном объеме позитивный потенциал этой кадровой технологии.
Таким образом, применение новых технологий кадровой политики обусловлено осознанием тупиковой ситуации – процесс воспроизводства и совершенствования кадрового потенциала государственного и муниципального управления не будет эффективным до тех пор, пока этот процесс будет строиться в рамках прежних стереотипов. Стала очевидной необходимость пересмотра и коренного изменения принципов формирования кадровой политики. В качестве такой основы наиболее перспективным является использование программно-целевого управления.
Библиография
Захаров В.М., к.соц.н., директор Высшей школы управления БелГУ,
Черноусов Р.В., аспирант БелГУ
21.04.2011
<< Назад к списку | | Просмотров: 27305 |
<<Назад | 21.04.2011 |